Всё начинается довольно просто и безобидно. Корабль "Ломбардия", на котором Адол Кристин (главный герой серии) и его друг Доги плывут навстречу новым приключениям, подвергается атаке морского чудовища. Они, как и остальные пассажиры, оказываются выброшенными на берег острова Сейрен - проклятого места, откуда никто не возвращался. Остров совершенно необитаем, кишит дикой живностью, и чтобы выжить, кораблекрушенцы организовывают небольшую деревеньку. По мере исследования острова и спасения других пассажиров "Ломбардии", Адол и его друзья совершают чреду неожиданных открытий.
Первое - окромя более-менее обычных волков, хищных растений и прочей твари, здесь водятся "Первобытные" - по сути дела, динозавры. В отличие от любой другой живности, они представляют собой ощутимую и явную угрозу - они не только неубиваемы обычным оружием, но и оказываются весьма и весьма агрессивными, регулярно совершая на деревню выживанцев налёты.
Второе - за огромной горной грядой, тянущейся через весь остров, расположились руины неизвестной древней цивилизации.
Третье - тут же, на этих руинах, можно обнаружить дерево невероятных размеров, которое само по себе достигает размеров приличной горы.
Прежде чем Адол и ко смогут сбежать с острова, им предстоить разгадать все до единой тайны этого местечка.
Описывать сюжет целиком тут будет, наверное, немного сложно и бесполезно. Лучше сказать о качествах. Он действительно интересен! Мало того, что во время приключений на острове игрок повидает почти всё - от монстров до руин до пиратов до призраков пиратов - события бегут одно за другим резво и бодро, но не слишком быстро, позволяя переваривать случившееся и не заставляя ощущать, что история бежит куда-то галопом.
Героизм, неожиданные повороты, драма - всего этого в избытке. Особенно драмы.
Спойлеры, и стекло
Дело в том, что примерно к середине игры Адол находит девушку по имена Дана, которая до того часто появлялась в его снах. Она - представительница древней нации и расы, которой и принадлежат находящиеся на острове руины. Она - ясновидящая, и в результате некоторых действий оказалась во сне с древнейших времён. И сюжет, связанный с ней, наверное, самый печальный во всей серии Ys. Отзывчивая и всегда готовая помочь, она обречена лицезреть медленную и мучительную смерть всей своей цивилизации, пока на земле не остаётся никого кроме неё. Игра не разменивается на любезности - по ходу дела предстоит управлять и самой Даной в её эпоху - смотреть как она общается с подругами, как помогает девочкам играть в прятки, как выполняет свои обязанности жрицы. Каждый такой эпизод кончается возвращением в "наше" время - и ещё одним напоминанием, что все эти улыбки, цветение, богатство и процветание встретили конец в условиях наступившего после метеоритного дождя ледникового периода.
Концовка с одной стороны предсказуема, но с другой стороны нет - в результате финальной битвы мир почти что перестаёт существовать, и Дане приходится пожертвовать собой ради жизни всего остального. Однако в тот момент, когда обычно сюжет говорит игроку "какая жалость" с улыбкой полной садизма, Lacrimosa of Dana внезапно предлагает замочить ещё несколько (ну, один плюс целый зоосад простой шушеры) боссов, после чего выясняется что Дана не исчезла без следа, а "просто" стала богиней. Момент расставания всё равно будет, и печальный, но на столько сильно. Ибо она всегда где-то рядом и вокруг, просто на ином уровне существования. Больше игр должны давать возможность взять и отменить печальный конец превозмоганием и мордобитем какой-нибудь рогатой сволочи.
Минутка юмора
В Ys I Адол завалил злого колдуна. В Ys IV он завалил настоящего бога, способного переписывать историю. В Ys VIII Адол завалил концепцию эволюции. Это вам не хухры-мухры.
Персонажам действительно сопереживаешь. Им действительно хочется помочь, не закрывать глаза, а пойти и помучаться с дополнительными квестами. У всех них есть свои стремления и качества, и все они, даже вредный и эгоистичный дворянин-жирдяй с удивительно подходящим именем Карлан, демонстрируют личный рост по мере развития событий. И вместе с тем конец игры - когда они наконец уплывают на самодельной лодке в сторону ближайшего порта - действительно ощущается торжественно, но немного грустно.
Кроме сюжета Даны, я так же хотела бы дать Ys VIII в плане сюжета ещё два плюса.
Первый - за маленькую детальку, которую ох как много игр упускают из вида. Когда герои покидают остров, перед титрами, игра подаёт маленькие рассказы о том, что каждого из них ждёт дальше. Это мелочь, но безбрежно важная, дающая персонажам жизнь за гранью игры и конкретного сюжета.
Второй - за Лаксию, одну из играбельных героинь. Она выписана просто великолепно! Я редко встречаю персонажей, развитие которых настолько радует, как это было с ней.
Духу приключений и открытий, конечно же, очень способствует визуальная и дизайнерская составляющая игры. Остров Сейрен огромен - и разработчки вложились в то, чтобы игрок всегда ощущал то, где он находится. Куда бы вы не забрались, куда бы не влезли - всегда можно оглядеться вокруг и увидеть места, в которых вы уже бывали - или скоро побываете. Вкупе с обилием гор и просто возвышенностей, это создаёт ощущение "места" такое, которое в играх встречается исключительно редко. Ближайшее сравнение которое я могу дать - это, наверное, Skyrim, где с горы Седобородых можно было окинуть взглядом всю провинцию.
При этом пустых мест тут почти что нету - и я говорю не только о том что каждая локация кишит живностью которую надо рубить в капусту. На каждом углу можно найти какой-нибудь сундучок, или месторождение ресурсов (о них ниже), или выдающуюся достопримечательность (которые хотя не играют особой роли сами по себе, но добавляют к тому мироощущению, о котором я говорила выше).
Графика... Может быть не уровень Кризиса или какого-нибудь блокбастера с камерой за плечом от Сони, однако вполне себе красива. Особенно хочу отметить освещение - местное утро выглядит прямо так что невольно хочется потянуться и собрать с травки росы. И это всё с учётом того, что я играю без официальных HD-текстур и с ощутимо заниженными настройками.
К слову о них. Игра уже не нова, и вышла ещё в том году. К сожалению, права на выпуск на западе (а также портирование на ПК) были выдраны из рук XSEED и переданы NISA - конторке, более всего известной работой над переводом серии Disgaea. Окромя этого, они известны как первоклассные рукожопы, и качество порта было соответствующее. Лишь спустя целый год они привлекли одного рукастого товарища, чтобы тот исправил их халтуру, и теперь игра работает достаточно хорошо даже на моей устаревшей конфигурации. Ощутимых багов я не обнаружила, разве что один босс в начале имел абилку которая создавала на экране артефакты сродни тем что случаются от критического перегрева видеокарты. К счастью, в дальнейшем подобных выкрутасов не было, и моя игра была вполне комфортна.
Геймплей... О нём я уже сетовала когда рассказывала о Ys Seven. В общем и целом всё выглядит так - вы бежите по уровню и рубаете монстров. Одновременно в вашей группе может быть три человека - одним управляете, двое других на подхвате, и между ними можно свободно переключаться. Делать это надо довольно часто - каждый персонаж имеет свой тип урона, и многие монстры имеют слабость к тому или иному виду оружия. Кроме стандартных комбо и атак в прыжке (ничего комплексного, это вам не DMC) имеются разнообразные навыки, которые можно и нужно спамить как только накапливается энергия. Для спасения от ответных атак есть целых два приёма. Первый, Flash Guard, пришёл из Ys Seven - вы блокируете атаку перед тем как она прилетает вам в лицо, и потом оказываетесь неуязвимы несколько мгновений, сами выдавая сплошные криты всему и вся. Второй, появившийся в Memories of Celceta, называется Flash Move, и активируется почти так же - только вы не блокируете атаку, а уворачиваетесь от неё кувырком в сторону, после чего время замедляется, а ваши атаки наоборот ускоряются.
В сухом остатке - просто. Даже слишком просто. Подходя к геймплею хладнокровно, я не могу похвалить его. Всё что от вас требуется на любой сложности - это высокая скорость реакции и общее знание вражеских атак. Этих двух вещей достаточно чтобы сломить любое сопротивление! Не надо искать безопасных мест, подбирать тактику или размышлять об используемых навыках - прыгаем и бьём очередного ти-рекса прямо в морду, блокируем ответный укус, и бьём ещё больнее. Повторяем пока первобытный ящер не сдохнет. Добавьте к этому изобилие лечилок всех мастей (еда, фрукты, лекарства) - и сложность появляется лишь когда вы начинаете бой с чем-то что ещё не видели. Нет, я не спорю, я умирала и получала больно по лицу много раз - но это всё было связано лишь с тем что я иногда жму блок слишком быстро, или слишком медленно. Исправив этот недостаток, любое сражение становится тривиальным испытанием выносливости - можете ли вы блокировать Х атак подряд? Скажу даже больше - у финального босса есть атака, которую он заряжает. Игроку надо в этот момент подбежать и начать дубасить быстро и больно, чтобы сбить босса с концентрации, иначе он обрушивает массивный столб огня на всю арену, от которого нельзя сбежать и скрыться. Однако, в чём смысл? На второй раз когда он это сделал, я встала вперёд, и спокойно проблочила всю эту фиерию без всякого для себя вреда.
С другой стороны, в динамике это весело. Просто, да. Но весело и круто. Может быть оно и не надо ничего более для экшен-рпг, однако я всё же скучаю по геймплею какой он был в The Oath in Felghana. Единственный огрех который всё же нельзя списать на веселость, это камера. Я понимаю, что надо показать очередное чудище во всей красе, или позволить игроку полюбоваться акробатическими этюдами Даны (чему способствует её экзотический наряд), однако очень часто я ловила себя на мысли что было бы лучше если бы, как в Ys Seven, камера глядела на всё свысока. Оценивать радиус атак так было бы намного легче, не говоря о боях с особо подвижными чудовищами, которые так и горовят вертеться вокруг как юла.
Окромя боёв вы в основном будете заниматься собирательством всего, что не прибито к полу гвоздями. Денег на острове Сейрен нету, так что надо добывать всё самим. Руду для мечей, дрова для укрепления деревни, мясо и овощи для еды, и так далее. Гринда, по счастью, нет - если просто методично очищать локации, всего будет в избытке, или почти избытке. Кроме того, в игре имеется дополнительный и на 90% опциональный режим так называемых "рейдов" - это когда островная живность скучивается и прёт на деревню. В принципе, спасённые вами пассажиры с корабля могут отбиться сами, однако вы можете прийти им на помощь, чтобы подраться с волнами монстров, пытающихся добраться до ворот. Не то чтобы я была в восторге, но и отвращения данные побоища не вызывают.
Отдельно, однако, я бы хотела выделить ночные вылазки. Это опциональные квесты, которые отправляют вас на поиски чего-то в уже пройденных локациях, под покровом ночи. По идее это стелс-миссии, ибо как персонажи напоминают всякий раз, разбуженный монстр хуже просто дикого. На практике же это упражнения по выживанию в условиях когда вокруг толпы чудовищ, и вы всяко случайно заденете чью-то спящую задницу. Проснувшись, эта спящая задница почти наверняка завоет благим матом на всю округу, поднимая всех включая рыб в озёрах, и вместо стелса вас ожидают бодрые (очень) бои с участием полчищ динозавров всех мастей. Возможно дело в музыке, но эти забеги мне понравились более всего.
Вот так. Рекомендую ли я? Абсолютно всем. Это игра-приключение, которая едва ли кого оставит равнодушным.
А ещё в игре очень хороший арт. Мало, но то что есть, нарисованно великолепно. Особенно портрет Даны, который встречает в главном меню. Извиняюсь за 4.5 мегабайт траффика, но они того стоят.